Из истории белья

E-mail Печать

Сам по себе термин "нательная одежда" мало определял столь важную сегодня роль белья в процессе соблазнения. В нательной одежде наши предки ценили, скорее, ее функциональные качества. Нательная одежда, которая не была ни красивой, ни удобной, помогала нашим пра-пра-пра-бабушкам СКРЫТЬ НЕДОСТАТКИ своей фигуры.
В Древнем Египте женщины носили тонкое рубаховидное одеяние на бретельках, которое начиналось под грудью, оставляя ее открытой. С 3000 года до 2000 года до нашей эры главной и единственной модной тенденцией была полностью открытая грудь. Спортивные тела жительниц Древней Греции не требовали поддержки в виде нижнего белья, но именно там был рожден скромный предок современного бюстгальтера. Страфион был одним из самых древних предшественников бюстгалтера; он представлял собой полоску материи, которую гречанки подвязывали под грудьГречанки подвязывали под грудь эластичные полоски из кожи, которые поднимали и подчеркивали грудь. Позднее римлянки расширили полоску кожи и снабдили шнуровкой. Так появился предок корсета. Его женщины стали носить под тогами уже во втором веке до нашей эры. Корсет поддерживал грудь снизу так, чтобы она обольстительно выглядывала из драпировок.
Примерно через сто лет женщины стали использовать широкие ленты из ткани, которые они оборачивали вокруг груди. Это помогало поддерживать грудь. Кстати, таким образом гречанки и римлянки пытались препятствовать росту груди.
Пик популярности стягивающих корсетов пришелся на средние века. В XII веке женщины из-за моды на облегающие наряды были вынуждены сжимать корсетом бюст подобно стальным доспехам. Однако страдания женщин щедро вознаграждались. Корсет обеспечивал дамам тонкую талию и красивую грудь. Когда в XV веке пришла мода на обнаженную грудь, женщины начали подвязывать под грудью пояс, чтобы приподнять корсаж. Однако церковь всячески боролась с этими предметами нательной одежды, ведь они делали женскую грудь чересчур обольстительной!
В XVII веке кардинал Мазарини даже издает эдикты, запрещающие изготовление деталей женского туалета. Но указы не могли заставить женщин отказаться от корсетов и поясов, которые превращали их в изящных красавиц. Уже позднее мода на естественную красоту снизила популярность корсетов. Через какое-то время китовый ус, из которого делали корсеты, становится гораздо мягче. Белья в нашем понимании этого слова не было даже в средние века, хотя в высшем сословии уже появилась традиция носить некую нижнюю (более тонкую и легкую) одежду под верхней, парадной. Вплоть до XVII века нижняя рубашка была роскошью, которую могли себе позволить только состоятельные люди. Пышные кружевные жабо и воротники, хорошо известные нам по портретам той эпохи, на самом деле были чисто декоративным элементом, нашитым прямо на верхнюю одежду. А дамы эпохи рококо носили свои роскошные платья прямо на корсеты. Лишь Великая Французская революция внесла некий демократический элемент в это дело - под платья стали надевать тонкое обтягивающее трико.

Женщины постепенно перестают носить чересчур тесные модели. Первыми от неудобных корсетов отказались деревенские женщины. Эта деталь туалета сильно мешала им в работе. Сначала они стали поверх юбки и рубашки надевать легкий корсаж на шнуровке. А потом и вовсе от него отказались. И только в конце XIX века женщины поняли, что нижнее белье нужно надевать не только для коррекции фигуры или гигиены, но и для красоты. Собственно тогда-то и появилось выражение "нижнее белье", пришедшее на смену менее романтичного названия "нательная одежда". В отделке белья стали использовать кружево, вышивку, различные эффекты тиснения. Бешеной популярностью стали пользоваться панталоны, отделанные бантиками, воланами, шелковыми лентами и ажурными рюшами. Корсет же, наоборот, стал подвергаться насмешкам, и все реже женщины стали прибегать к его услугам.

Историю нижнего белья в том виде, каким мы его знаем, можно отсчитывать с середины XVIII века.
Корсет, кринолин и турнюр - понятия, с которыми женщине приходилось иметь дело в промежутке примерно с 1810 по 1870 год. Многочисленные документы первых десятилетий того века свидетельствуют о дискуссии, в которой медики протестовали против "осиной талии", а их современники - поклонники моды - напротив, видели в ней эстетическую ценность. Фигура женщины эпохи бидермейер должна была выглядеть хрупкой и изящной. На смену шнуровым корсажам уже в 1828 году пришли так называемые "механические" корсеты, которые затягивались с помощью вбитых металлических петель. Кринолин (от французского crin - конский волос), изготовляемый из жёсткой материи, китового уса или даже стальных обручей, носился под верхней одеждой, поддерживая достигавших порой шести метров в ширину женские платья. К 1870 году этот пышный силуэт "съехал" назад, и корзинообразный "турнюр" создал считающийся особо эротичным "искусственный зад".
В то же время и почти до наступления XX века стародавняя сорочка оставалась падчерицей женского белья. Первые превращения в моде в этой области - украшение вышивкой - нередко комментировались широкой общественностью того времени как эксцесс, но, тем не менее, последняя треть уходящего века привносила помимо пышности в повседневной одежде всё большую р оскошь в белье. Батист, вышивка и кружева, вырезы в форме сердца и вязка крючком, сборки и ветная тесьма - фантазии и искусности мастериц не было границ. Ремесло белошвейки становилось респектабельным занятием для дам. И, наконец, мерилом этой профессии становится вышивка белыми нитями.
Украшенными и утянутыми дамы подходили к началу следующего столетия. Корсет до тех пор служил исключительно для формирования фигуры, пока не появились первые резиновые подвязки для чулок. Сначала они крепятся к корсету спереди, и только позже появляются пояса для резинок, какими мы знаем их и сегодня. Элегантная дама носила около 2,5 кг нижнего белья: штанишки, сорочку, "юбку приличия", корсет, нижнюю юбку, вторую нижнюю юбку, боковку... Зимой надевалось также согревающее бельё.
Это тоже неизбежно привело к образованию "реформаторского движения в одежде". В 1896 г было образовано "общество борьбы за упрощение женской одежды". Оно, кроме прочего, проводило "освобождение от всякого давления и стеснения". Но в отношении нижнего белья это движение поначалу добилось немногого.
Типичным силуэтом 1900 года становится новинка: женщина вообще без живота, а ещё лучше - с впалым животом, но зато с подчёркнутыми, выпирающими ягодицами. Подчёркивалась также грудь, часто муляжом или, как минимум, шёлковыми подкладочками. Тем не менее, с 1910 г. нижняя часть корпуса приобретает прямые линии. Реклама нижнего белья того времени демонстрирует женщин с чрезмерно длинным телом - без талии, бёдер и ягодиц. Весь секрет опять в белье: корсет из китового уса, стержни которого имеют чрезмерную длину.
И всё же учащались требования изменить женскую одежду в угоду "законам здоровья". Выдвигались требования упразднить корсет, но отнюдь не без замены. На рынке появилось множество лифчиков и бюстгальтеров. Однако эти лифчики-реформаторы были выдержаны в рамках традиции: многие были со стержнями из китового уса, спиральными пружинами или вкладками на шнуровке. И к тому же только крайне эмансипированные дамы полагали, что и вовсе могут обойтись без искусственной поддержки для мышц спины и груди. В это время несколько изменился образ жизни женщин. Увлечение некоторых катанием на велосипеде заставляло выбирать такую одежду, которая не стесняла бы движений. Тогда на свет появились трусы современного вида. Они быстро вошли в повседневный гардероб женщин благодаря своей практичности и универсальности. Позднее женщины стали использовать эластичное подобие корсета, который скрывал некоторые недостатки фигуры, не стеснял движений и был просто красив. . Только в конце XVIII-начале XIX века появились настоящие нижние рубашки, которые можно было стирать и долго носить. И для женщин, и для мужчин они были одинаковыми. А в конце XIX века появилось собственно дамское нижнее белье, изготовленное из батиста или из шелка. И только после 1925 года женское белье приобрело вид, более-менее соответствующий современному. Тогда, например, появился гепьер - пояс на шнуровке наподобие корсета для стягивания талии (эпоха "нью лук" после 1947 года). Кстати, тогда же изменилось и мужское белье, приспосабливаясь к быстрому и технологичному XX веку.

Экскурс в историю индустриализации показывает, что до 40-х гг. XIX века корсетчики при изготовлении корсета вручную сшивали части материи. Затем производство стало серийным, что было сопряжено с изготовлением корсетов на ручных ткацких станках. В 1850 г. в Германии узнали швейную машинку.
Изготавливать корсеты фабричным способом начали французы. Чуть позднее, около середины XIX столетия, были основаны и первые немецкие ткацкие фабрики. Появлялись они в основном в земле Баден - Вюртемберг, где хлопчатобумажное ткачество претерпевало кризис, и поэтому получало субсидии от государства. Так, например фирма "Felina" также возникла на юге Германии: предприятие было основано в 1885 г. на курорте Раппенау как фабрика по пошиву корсетов. И даже когда появились предшественники первого бюстгальтера - французская модель "Callimaste" делалась из эластичных лент - корсеты отнюдь не отслужили своё: "Callimaste" надо было носить под корсетом.
Причиной всего того, что удалось воплотить в жизнь реформаторскому движению, и то в недостаточной мере, была Первая Мировая Война. Возникает новый образ женщины, обусловленный необходимой самостоятельностью. Небольшая семья, трудовая занятость женщины - всё это вело к равноправию с мужчиной, что нашло своё отражение и в мальчишеских линиях: линиях, делающих грудь и бёдра по возможности плоскими и незаметными. Более короткие юбки, материалы, легко поддающиеся глажке, молодёжные, спортивные и туристические движения способствовали росту спроса на лёгкие, воздушные ткани. Комплект белья - лифчик и штанишки - возник как типичный предмет женского туалета 20-х гг. XX века; впервые для белья используются пастельные тона. Грудь исчезает под первыми бюстгальтерами, которые не формировали, а напротив, сплющивали её: мальчишество пользовалось спросом. Корсет тогда уже был частично заменён поясом для чулок.
Наступающее столетие подчёркивало женственность, снова идеальной стала считаться женская фигура правильных пропорций, правда, худой в области бёдер. Основой женского гардероба становятся новый, округлых форм и придающий формы бюстгальтер, эластичный пояс для чулок и подтягивающий фигуру корсет. Кроме того, модные - подчёркивающие фигуру, длинные, до икр - платья вынуждали бельё стать "второй кожей".
После того, как к 30-м гг. стало возможным изготовлять резину длинными нитями, корсет переживает ренессанс: он не зашнуровывался, но, вместе с тем, плотно облегал тело. И ещё непременной деталью гардероба становится пояс для чулок, который до изобретения колготок служил одновременно и подвязками.
Вторая Мировая Война принесла с собой дефицит и дух изобретательства. Всё каким-либо образом добывалось и изготовлялось. Вязаное нательное бельё согревало. Шили из всего, например, из парашютного полотна. И что важно: нижнего белья было мало и только по ордеру: немецкие корсетчики и фабриканты белья не могли достать новое заграничное волокно вроде нейлона и перлона.
А затем появились американцы, а с ними нейлон, первые боксеры (трусы-шорты) и футболки. Возникает страстное желание к давно желаемой роскоши, и вместе с ним появляются широкие юбки "нью лук". И снова возвращается она - осиная талия.
Именно в этот период впервые "девочки-подростки" были признаны промышленностью как целевая группа: на рынке появляются коллекции специально для молоденьких девушек.
Западногерманская промышленность нижнего белья переживала в 60-е гг. чрезвычайный подъём. Здесь было занято 25 тысяч человек. В 1963 возникли серьёзные трудности, связанные с царящим в те дни дефицитом рабочей силы. И именно немецкая бельевая промышленность была первой отраслью экономики, которая перенесла производство за границу.
60-е принесли с собой чудесное волокно - лайкру, первые колготки и мини-юбку. А также - студенческие бунты, которые сопровождались публичными сожжениями бюстгальтеров. Во всём мире упали продажи бюстгальтеров как мнимого символа притеснения женщины. Правда, производители проявили изобретательность и стали выпускать всё более лёгкие бюстгальтеры, однако уже невозможно было сдержать кардинального изменения отношения потребителей: девушки уже не носили сорочек, нижние юбки также стали излишними после того, как стали появляться юбки на подкладке. Штанишки становились всё меньше и меньше, пока не приняли форму трусиков-бикини.
А затем пришли 70-е, и всё началось сначала: с Твигги ... смотри "Германия в 20-е". Десятилетием позже, как мы помним, мы вроде бы достигли всего, и роскошь охватила, конечно, и белье. И снова преобладает дух времени - и на этот раз он вынуждает экономить. Эксперты считают возможным ориентацию на оправдавшую себя классику. К особенностям сегодняшнего мира белья относят "Push-ups", бюстгальтеры, подчёркивающие и поднимающие грудь. Но историки последующих поколений, подытоживая пройденный за последнюю декаду прошлого тысячелетия путь, точнее определят, хочет ли женщина быть более или менее женственной - эксперты в области моды видят в настоящее время две тенденции: элегантность и сексуальность - с одной стороны, чёткость линий и мальчишеская спортивность - с другой. И будущее есть, несомненно, у обеих.

А тем временем век высоких технологий предлагает все новые выверты и изыски. Несколько лет назад в качестве одного из ведущих направлений в одежде вообще предлагалось производство одежды без швов. Это казалось очень современным, модным и невероятно практичным. Увы, идея оказалась не такой уж продуктивной и очень быстро сошла на “нет”. Ведь именно швы придавали одежде особый силуэт, тщательность, филигранность отделки. Без швов очень многое в Высокой моде просто потерялось. Оказалось, что именно в швах заключена если не вся, то значительная часть портновского искусства.

Однако бесшовные технологии в конце концов взяли на вооружение производители и создатели нижнего белья. И были встречены проявлениями бурного восторга со стороны исстрадавшихся женщин, которые давно мечтали, чтобы швы на белье не были видны сквозь деликатную и элегантную одежду. Однако кроме “незаметности”, у бесшовного белья есть и другие достоинства. Именно такие виды белья помогают создать так называемый утягивающий эффект для страдающих от комплексов толстушек. Добиться этого можно разными путями и в первую очередь – с помощью специальных материалов.

Бесшовное белье предполагает и выбор определенного стиля. Это в первую очередь спортивный стиль и яркие расцветки. Набивные орнаменты используются редко, поскольку рано или поздно белье растягивается и рисунок на ней деформируется. По этой же причине редко бесшовное белье бывает из кружев, хотя в этом году уже появились комплекты из трикотажной ткани кружевной вязки. Как ни странно, подобрать бесшовное белье под себя бывает иной раз довольно трудно: один размер вам явно мал, а следующий – уже велик. Но уж если оно вам подошло, то сидит, как вторая кожа.

Количество моделей нижнего белья сегодня просто поражает разнообразием. Это трусики-слипы или стринги с завышенной или, наоборот, заниженной линией талии, а также разнообразные панталончики. Еще больше разнообразие в верхнем, так сказать, спектре: бюстгалтеры, бюстье, топы, маечки. Мода наступившего сезона понемногу начинает резвиться и в этой сфере. Некоторые дизайнеры активно внедряют в него элементы верхней одежды, и корсеты, обильно украшенные вышивкой или кружевом, иной раз предлагаются вместо блузы или топа. Вообще, нижнее белье – это довольно консервативная часть туалета, но и она подвержена влиянию моды. В нынешнем сезоне, например, в моде мягкие пастельные тона – жемчужный с оттенками золотисто-коричневого, серебристо-белый, розовато-лиловый и даже теплый темно-желтый. Общая тенденция: прозрачные ткани телесных оттенков украшаются набивным рисунком в стиле “татуаж”, что вызывает впечатление рисунка, нанесенного прямо на кожу. Модна также нестареющая вышивка, гипюр, кружево.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход