Новые комментарии

Внедрение новейших научно-технических достижений в производство - важнейший фактор поддержания конкурентоспособности продукции и устойчивого бизнеса

E-mail Печать
Мировой опыт показывает: там, где предпочтение отдается реализации новейших научно-технических достижений, там в первую очередь формируются конкурентные преимущества. Это наглядно демонстрируют экономически развитые и активно развивающиеся страны.
Особенно характерен опыт Китая. Китай 50 -60-х годов прошлого столетия - периода «Большого скачка» и Китай наших дней, экономика которого успешно развивается на основе мировых достижений. Комментарии здесь излишни.
Без внедрения научно-технических достижений в производство невозможно сегодня решать проблемы повышения производительности труда, энергоэффективности, конкурентоспособности продукции, которые особенно актуальны для нашей отрасли.
Текстильная и легкая промышленность России в переходный период по ряду причин оказались на «обочине» российской экономики, с отсталой технической и технологической базой, без необходимых инвестиционных ресурсов. Разрушена отраслевая наука, практически прекратилось обновление парка текстильного оборудования.
В то время как наши конкуренты активно перевооружались. Фирмы Турции заменили прядильные машины на 60%, ткацкий парк обновили полностью, текстильные предприятия Китая также произвели замену соответственно на 50 и 100%.
Лишь за три года (2004 - 2006 гг.) Китаем было за¬куплено 61% от мирового объема продаж прядильных машин (20,7 млн. прядильных веретен). 65,9% ткацких станков (121,2 тыс. шт.), плосковязальных машин 37,8% (13,4 тыс. шт.). Внедрены новые технологии производства тканей, трикотажных, швейных изделий, нетканых материалов.
За этот же период российские предприятия приобрели лишь 21 тыс. прядильных веретен, 1 76 единиц ткацких станков, всего 1 5 единиц плосковязальных машин.
Бизнес-сообщество отрасли приложило немало усилий, чтобы в корне изменить ситуацию и, в первую очередь, доказать необходимость ее поддержки и развития.
Сегодня понимание этого есть на всех уровнях государственной власти.
Проблемы отрасли стали предметом обсуждения на заседании президиума Госсовета, постоянно находятся в поле зрения Правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ.
Инициатором решения многих проблем отрасли стали Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, отраслевой Комитет ТПП РФ, другие отраслевые ассоциации и союзы.
Наши инициативы нашли активную поддержку в Совете Федерации, Государственной Думе, министерствах и ведомствах.
Правительством РФ снижены до нулевого значения ввозные таможенные пошлины практически на всю товарную номенклатуру ВЭД РФ технологического и лабораторного оборудования (комплектующих и частей к нему), предназначенного для текстильной и легкой промышленности.
В 2008 - 2009 гг. законодательно выделялось из федерального бюджета по 100 млн. руб. на субсидирование для предприятий и организаций отрасли процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение производства. При этом увеличен размер возмещения части затрат предприятий на уплату процентных ставок по кредитам с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Эти меры в определенной степени способствовали активизации инвестиционной деятельности в отрасли. В 2008 г. инвестиции к уровню 2005 г. увеличились в 2,3 раза и достигли 11,4 млрд. руб.
За последние два года в отрасль инвестировано 21,2 млрд. руб., из которых, по данным опроса, 52% направлено на приобретение технологического оборудования. Ввоз импортной техники, комплектующих и запасных частей вырос в 1,8 раза.
В текстильном и швейном производстве, по данным Росстата, коэффициент обновления активной части основных фондов (машин и оборудования) составил более 11%. В предыдущие годы этот показатель в среднем составлял 3-4%.
Увеличение объемов инвестиций позволило осуществить полную или частичную модернизацию ряда предприятий, построить современные мощности по производству новых изделий.
В результате доля мощностей, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию, достигла, по экспертным оценкам, в целом по отрасли 30 - 32%.
Внедрение современной техники дало возможность, например ОАО ХБК «Шуйские ситцы», довести выпуск продукции по инновационным технологиям на производственных переходах от 60 до 100%.
В результате модернизации производства произ¬водительность оборудования в прядении и ткаче¬стве увеличилась в 4-5 раз, при пошиве одеял - в 35 раз, при пошиве комплектов постельного белья - в 78 раз.
Все это позволило минимизировать потери в условиях кризиса. Если объемы производства постельного белья за первое полугодие 2009 г. в целом по отрасли сократились почти на треть, то на данном предприятии лишь на 1 2%.
Аналогичное положение на других предприятиях, оснащенных новым оборудованием ведущих зару¬бежных фирм. Например, при сокращении выпуска хлопчатобумажной пряжи в целом на 42,3%, выпуск ее на ООО «Кохлома» уменьшился менее чем на 10%.
Наиболее высокими темпами идет внедрение инновационных технологий в подотрасли нетканых материалов. При всех экономических сложностях производство этой продукции в январе - сентябре 2009 г. выросло к соответствующему периоду 2008 г. в 2,6 раза.
Стабильность в бизнесе этой подотрасли обеспечивается освоением широкого ассортиментного ряда нетканых материалов (для строительства, производства одноразовой одежды, мягкой мебели, фильтров, средств личной гигиены, изоляционных мембран, агротекстиля).
В условиях кризиса инвестиционная активность предприятий отрасли снизилась. Сокращение объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики привело к тому, что финансирование ряда крупных технических проектов в текстильной и лег¬кой промышленности приостановлено, реализация многих проектов в 2009 г. не начата. Уменьшилась и доля инвестиций за счет собственных средств предприятий. Степень износа машин и оборудования в текстильном и швейном производстве по-прежнему остается на уровне 50%. Морально устаревшие станки и машины, по экспертным оценкам, составляют более 60%.
В целях заинтересованности бизнеса в проведении дальнейшей модернизации производства государством предпринимаются дополнительные практические шаги, прежде всего:
1. В соответствии с Законом (№224-ФЗ), постановлением от 30 аапреля 2009 г. №372 утвержден перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввоз которого на таможенную территорию РФ не подлежит обложению
НДС, в том числе 39 позиций ТН ВЭД для отрасли, или 25% от числа утвержденных наименований.
2.    Снижен размер ставки рефинансирования ЦБ РФ до самого низкого уровня в новой истории России (9.5%).
3.    В проекте федерального закона «О федеральном бюджете 2010 г. и на период 2011 и 2012 гг.» объем субсидий по кредитам на техническое перевооружение предусматривается увеличить до 200 млн. рублей, то есть в 2 раза по сравнению с 2008 и 2009 гг.
4.    В соответствии с Поручениями Президента РФ впервые для реализации значимых капиталоемких проектов текстильной и легкой промышленности могут привлекаться кредиты государства через институты развития на условиях государственно-частного партнерства. Прежде всего, это касается создания кластеров в Ивановской, Вологодской, Волгоградской, Костромской и Ярославской областях на основе развития межотраслевой и межтерриториальной кооперации в сфере текстильной и швейной промышленности.
Усиливается поддержка предприятий отрасли по другим направлениям. В 2010 г. предусматривается увеличение объема субсидирования процентных ставок по кредитам на сезонную закупку сырья до 320 млн. руб., но этого недостаточно.
Предприятия отрасли, как и предприятия других отраслей промышленности, могут получать субсидии по кредитам на экспортные операции.
Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности обратился к Председателю Правительства РФ с просьбой поддержать инициативу Союза и принять соответствующее постановление об освобождении от уплаты НДС всей номенклатуры технологического оборудования при ввозе на таможенную территорию России.
Это предложение поддержано Минпромторгом России, которое внесло необходимые документы в Правительство РФ.
Однако при всех тех мерах поддержки предприятий со стороны государства, которые осуществляются сегодня и будут оказываться в дальнейшем, основная нагрузка в решении задачи по модернизации отрасли будет лежать на отраслевом бизнесе.
Объем этих задач определен Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 г., которая одобрена на заседании президиума Правительства РФ и утверждена приказом Министра промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. №853.
Предусматривается, что в 2020 г. доля отечественных товаров текстильной и легкой промышленности в объеме продаж на российском рынке составит не менее 50%. Для достижения намеченных объемов выпуска продукции будет осуществляться ускоренная модернизация отрасли на основе внедрения инновационных технологий и освоения товаров с новыми потребительскими свойствами.
Объем инвестиций по инновационному сценарию развития составит 142,9 млрд. руб.. на выполнение НИОКР- 1,75 млрд. руб.
В рамках текстильных кластеров предусмотрено модернизировать 18 крупных компаний по производству льносодержащих товаров, смесовых тканей, изделий технического назначения и другой текстиль¬ной продукции. Объем инвестиций по этим проектам составляет 30 млрд. руб.
В тоже время, по различным оценкам, для создания конкурентоспособной отечественной текстильной и легкой промышленности за последующие 12 лет потребуется переоснастить или создать заново от 330 до 360 фабрик, в том числе десятки крупных компаний с производствами, имеющими высокую капиталоемкость (текстильные, кожевенные и другие).
При усредненной стоимости модернизации (в ценах 2008 г.) предприятий со средним объемом производства затраты на реализацию проекта составляют от 100 до 125 млн. руб., крупных текстильных фабрик - от 750 до 1 500 млн. руб. Даже без учета ро¬ста цен на оборудование и строительно-монтажные работы, по экспертным оценкам, для модернизации отрасли потребуется 170 - 180 млрд. руб.. ежегодно необходимо будет привлекать и осваивать инвестиции в объеме 14-15 млрд. руб.
Такими ресурсами сегодня отрасль не располагает. В 2007 - 2008 гг. в модернизацию производства предприятиями направлялось ежегодно собственных средств в объеме 6,0 - 6,5 млрд. руб. Субсидии по кредитам на техперевооружение позволят на льготных условиях привлечь еще 3,2 млрд. руб.
Остальные средства необходимо изыскивать за счет дополнительной мотивации бизнеса и привлечения стратегических инвесторов.
Прежде всего, необходимо обеспечить доступ предприятий к долгосрочным кредитным ресурсам, в том числе за счет увеличения объема субсидий. Такое увеличение предусмотрено Стратегией, но на более поздние сроки, а модернизацию необходимо вести уже сейчас.
Значительные средства (до 2.0 млрд. руб.) можно 1 было бы привлечь из прибыли, освободив от налога ту ее часть, которая направляется на внедрение инноваций.
Минпромторг России совместно с бизнесом дол¬жен разработать скоординированный развернутый план технического перевооружения действующих мощностей и строительства новых предприятий отрасли, предусмотрев организацию финансирования предпроектных и проектных работ. Союз мог бы также участвовать в этой работе.
Требует существенной корректировки ситуации на российском рынке технологического оборудования. На территории РФ большинство ведущих мировых фирм - производителей станков и оборудования для отрасли имеют свои представительства или компании-дилеры. Тем не менее информация для предприятий, особенно в «глубинке», не доходит.
Специализированные выставки в России «Инлегмаш» проводятся лишь раз в 2 года.
В то же время машиностроительными фирмами недостаточно используются возможности Федеральных оптовых ярмарок «Текстильлегпром». В этих целях мы готовы при необходимости рассмотреть вопрос о выделении под оборудование дополнительных выставочных площадей.
Ярмарки «Текстильлегпром» могли бы стать одним из важных инструментов продвижения инноваций на российский рынок. Ее посещают ведущие менеджеры и собственники предприятий - потенциальные покупатели техники.
Союз также ставит вопрос об образовании отраслевой лизинговой компании с участием государственного капитала, а также об организации производства в России новых видов технологического оборудования для текстильной и легкой промышленности совместно с импортерами, начиная с отверточной сборки. Эти меры позволили бы ускорить модернизацию отрасли, а в дальнейшем поддерживать ее конкурентоспособность.
Для всех очевидно, что модернизация производства на качественно новом уровне невозможна без научного сопровождения. Необходимо возрождать научный потенциал отрасли.
Необходимы такие технологические «прорывы», какими в свое время были пневмопрядение, многозевное ткачество и другие текстильные технологии.
Таким прорывом может стать разработка и реализация программы «Нефть, продукты ее переработки, готовые товары текстильной и легкой промышленности». Эта идея выдвинута Союзом и легла в основу модернизации отрасли, образования пилотных проектов - текстильных кластеров.
Из опыта зарубежных успешных фирм мы знаем, что суммарные затраты на НИОКР там достигают 2.5 -    3,0% от объема отгруженной продукции.
На научные исследования в области текстильной и легкой промышленности в РФ из федерального бюджета в 2009 г. выделено средств на уровне 0.05% к названному показателю.
Стратегией развития предусматривается выделение на эти цели в 2012 г. 160 млн. руб., или 0,07% к запланированному объему отгрузки.
А в последующие годы это соотношение вновь будет уменьшаться. Необходимо стимулировать инвестиции в НИОКР как и в модернизацию производства из собственных средств предприятий и за счет кредитов.
Заниматься обновлением производства и развивать отраслевую науку необходимо уже сейчас, мобилизовав для этого все возможные ресурсы, а они  есть, в том числе и в отраслевой науке - ежегодно получаем 2 премии Правительства РФ в области науки и техники.
От этого будет зависеть успех бизнеса в посткризисный период.
Важно обеспечивать инновационную составляющую всего производственного процесса. При всем положительном опыте технического перевооружения производства в 2007 - 2008 гг. основной объем инвестиций в этот период направлялся на устранение «узких мест».
По данным обследования в текстильном и швейном производстве лишь 24% инвестиций было направлено на приобретение современного импортного оборудования полного цикла производства (комплектов и технологических линий), которое позволяет производить изделия по инновационным технологиям.
Доля инновационных товаров в объеме отгруженной продукции в текстильном и швейном производстве в 2007 г. составила всего 1.64%, в производстве кожи, изделий из кожи, производстве обуви -    2.07%.
В 2020 г. этот показатель в целом по отрасли предусматривается довести до 46%.
Несмотря на сложность этой задачи, ее решение будет определять будущее легкой индустрии России.
Результаты активной работы по обновлению производства в 2007 - 2008 гг. дают основание полагать, что при соответствующей мобилизации собственных ресурсов и поддержке государства отраслевой бизнес в состоянии обеспечить рубежи, намеченные Стратегией развития отрасли, создать в стране конкурентоспособную индустрию.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход