Новые комментарии

Производство ковров в РФ

E-mail Печать

Ковры широко применяются для украшения квартир, гостиниц, санаториев, домов отдыха, детских учреждений, клубов, дворцов культуры, театров. Они вносят в украшаемые ими помещения уют, делают их нарядными, и служат для утепления пола и стен.
Кроме того, они хорошо выдерживают перевозку, не требуют сложной, громоздкой и дорого стоящей упаковки.
Благодаря этим качествам и лёгкости транспортировки по караванным путям, по суше и по морю, в любой стране можно найти ковровые изделия, происходящие из очень отдалённых районов и завезённые туда в отдалённые времена.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОВРОДЕЛИЯ
Ручное ковроделие – старинный народный художественный промысел – существующий с тех времён, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины – ковры, хранящиеся в музеях, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков и географов.
По дошедшим до нас литературным источникам, изготовление ворсовых ковров было широко развито в Средней Азии и Китае. Самый старинный ворсовый ковёр (V в. до н.э.) был найден в 1949 г. проф. Руденко при раскопках 5 Пазарыкского кургана в высокогорном Алтае. Не смотря на то, что ковёр пролежал около 2500 лет во льдах, он оказался почти не повреждённым и хранится в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам.
Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием по своей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций и орнаментации, по материалам, по технике обработке и др.
Ковровое производство возникло в условиях кочевого быта в степных пространствах Средней Азии. Ковровая ткань вполне удовлетворяла требованиям кочевой жизни, и стремлениям человека к украшению своего жилища.
Ткань ковровых изделий была единственным материалом годным для предохранения кибитки кочевника от резких колебаний температуры в условиях континентального климата. Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки. Ковры служили для внешнего и внутреннего её убранства. Из ковровой ткани делались завеска входа. Ковром устилали пол; ковёр служил ложем. Особые коврики подстилались во время молитвы.
Ковровый материал был удобен и для изготовления настенных мешков, заменявших шкафы и комоды, мешков для хранения и перевозки мягких вещей, торб, парных мешков для перевозки клади на вьючных животных.
Изделия из ковровой ткани – служили для украшения вьючных животных.
Материалом для ковра служила шерсть, а красители доставляла окружающая природа. Так в обстановке натурального хозяйства возникло ковровое производство, которое, претерпев ряд видоизменений дожило до наших дней.
Для наружной декорации кибитки служили три типа ковровых изделий. Поверху весь её остов стягивался и укреплялся и в тоже время украшался узкой полоской ковровой ткани – дорожкой. Большей частью фон такой дорожки был безворсный, белый; рисунок на этом фоне выполнялся тёмными тонами в виде рельефного стриженного орнамента. В дошедших до нашего времени старинных экземплярах очень тонкой и совершенной работы изображены целые сцены, например: свадебное шествие, караван верблюдов и человеческие фигуры на фоне пейзажа.
Очень своеобразны по форме и композиции пятиугольные коврики. Они обычно бывают парными и служат для украшения верблюдов в праздничном шествии. Затем ими пользуются в качестве настенных мешков.
Ковры для молитвы – имеют особый характер композиции: в верхней части изображена ниша и, кроме того, намечены места для рук молящегося, причём там на них иногда имеется изображение лампады.
С постепенным переходом населения от кочевого к осёдлому образу жизни выделка ковровых изделий, предназначенных для убранства переносного жилища, прекратилась.
В соответствии с архитектурой старинных дворцов и городских зданий Востока создавались и великолепные ковровые изделия. Старинные экземпляры не дошли до нашего времени, и проследить на конкретном материале всю историю ковроделия невозможно.
Сохранилось подробное описание одного из старинных ковров, принадлежавшего сассанидскому царю Хосрою (531-579 гг.) Об этом ковре говорят арабские историки, и на основании их данных можно составить ясное представление о его пышности и замечательном рисунке.
Для нас этот ковёр представляет особый интерес потому, что это самый древний из известных в ковроделие образ орошения, которое имело важнейшее значение в хозяйственной жизни многих восточных стран.
Узоры его, по описанию, изображали собой царский увеселительный сад. На нём были клумбы весенних цветов, цветущие деревья, разделённые дорожками и каналами. Кругом всего ковра шла широкая кайма, на которой также были изображены клумбы ярких цветов. Жёлтый фон состоял из золотых нитей. Листья деревьев и цветы были вытканы шёлком. Плоды были представлены шлифованными камнями, вода изображалась хрусталём, а некоторые цветы были из драгоценных камней.
Сравнивая описание этого ковра с ковровыми изделиями более позднего времени, мы видим, что на протяжении тысячи с лишним лет в восточных ковровых композициях неизменно повторяется образ орошения.
Пышная цветочная декорация по рисунку и колориту несомненно идёт от «цветущего сада».
Одним из лучших уникальных экземпляров иранских ковров такого вида является очень пышный «охотничий» ковёр шестнадцатого века, подаренный Петром I австрийскому императору.
В странах Востока до нашего времени обстановка жилого помещения состоит преимущественно из ковров, которые устилают пол и образуют ложе. Их дополняют лишь небольшие деревянные столы.
В ряде районов Ближнего Востока ковроделие составляет основное занятие населения.
РУССКИЕ КОВРЫ
В то время как на Востоке ковры являются главной и самой существенной частью обстановки жилища, в России как и в других странах Европы, ковёр не представлял собой предмета первой необходимости и только дополнял обстановку.
В России с 1607 г. существовали мастерские в Москве, которые вырабатывали шпалеры. Выделка ковров получила широкое распространение в XVIII веке, когда особенно развилось мануфактурное производство. В то время в России выделялось много внимания богатым сюжетно-тематическим коврам в технике гобеленов. В помещичьих и монастырских мастерских вырабатывались более скромные. Кроме того, существовал кустарный, чисто народный ковровый промысел.
В 1716 г. по указу Петра I Яков Лефорт организовал придворные мастерские, а в последующие годы была создана императорская шпалерная мануфактура, образцы сюжетно-тематических шпалер хранятся в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
Русские шпалеры – тканные картины, служившие для внутреннего убранства дворцовых помещений. Ранняя шпалера 1972 г. с конным портретом Петра I была выполнена Ф. Бехаглем, известным французским мастером, выписанным Петром Iиз г. Бовэ, который славился производством стенных ковров. Содержание других шпалер заимствовано из греческой и римской мифологии и истории; они изображают рождение Апполона и Дианы, сцену из жизни Александра Македонского и другие сюжеты.
Наиболее тонким по выработке является принадлежавший Петру I 323 см с плотностью ткани около 12700 узлов в 1 . Известно, что шёлковые ковры с золотыми и серебряными нитями украшали приёмные покои Московских палат Большого Кремлёвского дворца, Грановитой и Оружейной палат.шелковый ворсовый ковёр с изображением сцен охоты, размером 293
По мере того, как развивались связи России с народами Кавказа и Средней Азии (XVII-XIX вв.), всё большее значение приобретали для ввоза в Россию и экспорта за границу художественные изделия этих народов, особенно ковры, которые в это время пользовались всемирной известностью.
Выработка ковров ручным и полумеханическим способом в России имела место уже в начале XIX в. Широко были известны ковровые фабрики и мастерские в Завидове, Курске, Воронеже, Шадринске, Дубовке и других городах и сёлах России.
Народный ковровый орнамент постоянно совершенствовался поколениями мастеров, которые, обновляя и дополняя традиционные рисунки и расцветки ковров, создавали классические произведения прикладного декоративного искусства.
На ряду с ручным ковроделием развивается механическое ткачество, которое имеет некоторые преимущества перед ручным ткачеством, главным образом благодаря высокой производительности труда. Выработка коврового мастера, который ткёт ковёр или ковровое изделие в ручную, составляет в среднем 1 за 25 дней (в зависимости от плотности ткани и композиционной сложности рисунка); выработка машинным способом составляет 23-30 многоцветных изделий, а не тканым методом – более 400 одноцветных изделий за одну рабочую смену. Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ковры ручной выработки ещё не превзойдены, поэтому их стоимость в 2-3 раза превышает стоимость ковров, изготовленных машинным способом.
Техническая мысль продолжает систематически работать над заменой ручного процесса вязки узлов автоматическим узловязанием с воспроизводством полуторного или двойного узла при обязательном сохранение прочности и высоких художественных достоинств, достигнутых в ручном ткачестве. Применение новых химических волокон, искусственных и синтетических, значительно повысит эксплуатационные показатели ковров и ковровых изделий. Ковры и дорожки из синтетических волокон могут быть широко использованы в быту, а так же для оформления помещений в общественных зданиях, на транспорте (в железнодорожных вагонах, на теплоходах, самолётах), в зрелищных предприятиях, лечебных учреждениях, гостиницах и т.д.

Производство ковров

ВЫБОР ВОЛОКНИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Ковровое производство можно разбить на несколько основных этапов: выбор волокнистых материалов, крашение волокна и пряжи, получение пряжи, ковроткачество, отделка.
Тщательный выбор волокнистых материалов в значительной степени определяет свойства будущих ковровых изделий. От выбора красителей и способа крашения зависят долговечность и светостойкость ковров, а от способов прядения пряжи и нитей – выбор того или иного способа ткачества и строение ткани. В процессе ковроткачества происходит собственно формирование ковров и ковровых изделий. Отделка придаёт изделиям лучший внешний вид и положительно влияет на их структурные и качественные показатели.
Основным видом сырья для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи служит грубая и полугрубая овечья шерсть весенней стрижки белого цвета с незначительным кремовым оттенком и светло-серого цвета. Ковровая шерсть должна отличаться хорошей окрашиваемостью, достаточной упругостью, несминаемостью, способностью противостоять свойлачиванию и многократным изгибам в условиях эксплуатации.
Наряду с овечьей в ковровом производстве применяется грубая козья шерсть и верблюжья шерсть.
В последние годы в машинном производстве ковров и ковровых изделий помимо шерсти применяют искусственные волокна, сырьём для которых служат природные органические вещества; древесная целлюлоза, хлопковый пух, казеин, ацетилцеллюлоза и синтетические волокна, которые получаю путём химического синтеза из минерального сырья – фенола, этилена, хлора, углерода и т.д.
К искусственным волокнам относятся: вискозное, медно-аммиачное, ацетатное; к синтетическим – капрон, анид, хлорин, нитрон, лавсан и др.
Отличие синтетических волокон от искусственных заключается в том, что синтетические волокна изготовляются из высокомолекулярных продуктов (смол), синтезируемых из манометров, тогда как искусственные волокна получают переработкой естественных высокомолекулярных веществ (целлюлозы).
При выработке пряжи для ковров применяются химические волокна в чистом виде, в сочетаниях друг с другом, а также в смеси с натуральной шерстью.
Наряду с химическими волокнами и шерстью для выработки ковров и ковровых изделий используется пряжа из хлопка, льна, пеньки, джута, сизаля, котонина и кокосового волокна, главным образом для создания каркаса ковровой ткани, выработки основной и уточной пряжи.
Подготовка химических волокон и натуральной шерсти для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи осуществляется прерывным и полунепрерывным поточным методом и от кипы сырья до выработки ленты – ровницы.
Промытое суровое или окрашенное волокно транспортируется со склада сырья или из красильного цеха по конвейеру на разрыхлительные машины, откуда оно в замасленном виде направляется в расходные и компонентные лабазы и в смесовые машины. Затем смешанное волокно пневматически или при помощи автоматической тележки подаётся в самовесы кардочесальных аппаратов. Смески перерабатываются на кардочесальных машинах в ленту – ровницу, которая поступает на кольцепрядильные машины для выработки низкономерной одиночной ковровой пряжи. Однако одиночная пряжа неприемлема для использования в ковровом производстве. Обычно ворсовая одиночная пряжа и нить для основы перематываются с прядильных паковок, подвергаются трощению и кручению в 2-3 или больше концов.
Уточная льняная пряжа, имеющая обычно повышенную крутку и намотанная в виде рукавных початков, проходит процесс замотки клеевым раствором в специальных камерах; уточная пряжа на конических бобинах применяется в сухом виде без замочки.
Многониточная пряжа хлопчатобумажной основы обычно шлихтуется, перематывается и проходит операцию сновки на ленточных или партионных сновальных машинах. Нити льняной основы подвергаются кручению в несколько концов и поступают для сновки на ленточные сновальные машины. Для нитей настилочной основы используется низкономерная угарно-вигоневая пряжа, обязательно подвергаемая шлихтовке.
КРАШЕНИЕ
Процесс окраски волокна и пряжи имеет для производства ко вров и ковровых изделий чрезвычайно важное значение. Прочность красителей, гармония контрастных и мягких цветовых тонов опре деляют художественные достоинства этих изделий.
Для окраски подбираются красители светостойкие, прочные к трению и химическим реагентам, при этом должны быть учтены изменения цвета после отделки (мокрой и сухой аппретуры) и хи мической чистки. Прежде чем применять красители, необходимо проверить образцы выкрасок, соответствуют ли их цвета и качест венные показатели установленным требованиям и эталонам.
Для окраски чистошерстяной ковровой (ворсовой) пряжи еще в глубокой древности применяли естественные красители раститель ного происхождения: крапп, марену, индиго, дрок, корку граната и грецкого ореха, желтоцвет, наз, судьян, сары-гёль, сары-чоб и др. Красящие вещества извлекали из листьев, цветов, плодов, коры древесины, корней путем экстрагирования и использовали с раз личными протравами. Из красителей животного происхождения наиболее широко применялась кошениль.
До второй половины XIX в. для окраски тканей и пряжи ис пользовались только естественные красители. Появившиеся во вто рой половине XIX в. синтетические красители стали постепенно вытеснять естественные (растительные и животные) краски. В на стоящее время почти повсеместно применяются прочные синтети ческие красители: кислотные, протравные хромовые, кубовые и др.
Ковровая (ворсовая) пряжа, окрашенная синтетическими кра сителями, испытывается на прочность к физико-химическим воз действиям: свету, свету и погоде, трению, воде (дистиллированной и морской), химической чистке.
Высокопрочные синтетические красители легко комбинируют ся и дают много различных цветовых тонов, из которых составля ются гаммы расцветок для ковровой пряжи.
Для крашения химических волокон наряду с красителями, применяемыми для крашения животных волокон, используются специальные, предназначенные для окраски только этих волокон красители. Они применяются либо для окрашивания волокна в сво бодном состоянии на ковроткацком производстве, либо в процессе формования волокна на химических предприятиях. Последний спо соб называется крашением в массе.
Большой интерес представляет метод крашения химических во локон в процессе формования прядильной массы, благодаря ко торому промышленность искусственного и синтетического волокна может поставлять ковровой промышленности уже окрашенное во локно или филаментную нить. Особое значение этот метод приоб ретает в связи с производством полиэфирных (лавсан) или полиак рилонитрильных (нитрон) волокон, которые, как известно, с трудом накрашиваются.
Ковровая пряжа в мотках окрашивается на высокопроизводи тельных красильных аппаратах пропеллерной системы из нержа веющей стали с механической загрузкой и выгрузкой. Окрашенная пряжа обезвоживается (отжи мается на центрифуге) и просушивается в канальных или секционных сушильных камерах, контролируется по качеству и поступает в приготовительный цех ткацкого производства для перемотки на цилиндрические бобины или другие паковки.
ТКАЧЕСТВО
Создание ковра начинается с проектирования и патронирования технического рисунка.
Формирование нового рисунка ручного или машинного ковра и его патронирования имеют определённые ограничения, диктуемые технологическими возможностями производства. Вследствие этого к ковровому мастеру или художнику – дессинатору рисунка предъявляются определённые требования. Он должен обладать эстетическим вкусом, чувством колорита, должен уметь сочетать цветовые тона ковровой пряжи и пластически передавать формы и линии рисунка. Кроме того, он должен глубоко знать технологические процессы коврового производства в целом и особенно декоративные приёмы ковроткачества.
При создании рисунка немаловажное значение имеет количество цветовых тонов ковровой пряжи.
При выработке некоторых видов машинных ковров трудностей с подбором цветов не наблюдается, т.к. технология производства этих изделий позволяет применять большое количество цветов. В коврах ручной выработке число цветовых тонов неограниченно.
Эскиз рисунка утверждается специальным художественным советом в состав которого обычно входят художники, специалисты – ковроведы и технологи. Затем готовится технический рисунок – патрон. Рисунок переносится на конвовую бумагу, разделённую на клетки, причём каждая клетка соответствует одному ворсовому узлу (пучку).
Симметричный рисунок готовится часть натуры, асимметричный – в натуральном размере ковра или натуры. В современных условиях печатание технических рисунков ковров в цвете осуществляется с помощью компьютера. По готовому патрону производится насекание картона для машин Жаккарда.
В Российской Федерации в основном вырабатывают ворсовые ковры и дорожки машинным способом. Из всего количества этих изделий вырабатываемых в РФ до перестроечных времён, 75% продукции падало на Московскую область – Люберецкий и Обуховский ковровые комбинаты.

 

Комментарии  

 
0 #1 Алена 2013-11-16 22:25 Заметила ошибочку.
\"Отличие синтетических волокон от искусственных заключается в том, что синтетические волокна изготовляются из высокомолекуляр ных продуктов (смол), синтезируемых из манометров, тогда как искусственные волокна получают переработкой естественных высокомолекуляр ных веществ (целлюлозы).\"
Мне кажется, что синтетические волокна синтезируют все-таки из \"мономеров\", а не из \"манометров\"
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход