Приоритеты промышленной политики в формировании современной экономики России

E-mail Печать
В экономической науке значительное внимание уделялось проблемам современного развития и государственного регулирования рыночной экономики. Так. книга М. Марна представляет интерес для предпринимателей по вопросам выработки экономических рычагов регулирования прибыли фирм. Следует отметить важность освещения вопросов монополизации рынков товаров, антимонопольного регулирования деятельности фирм в США. странах ЕС.
Вопросы мировой экономики, влияющие на формирование эффективной экономической политики, рассмотренные в работах, освещаются в соответствии с принципами открытости, единства внешней и внутренней экономической политики.
Необходимо отражение в публикациях вопросов:
-    роста экспортных поставок российских товаров за рубеж;
-    обоснованности расчетов по импорту продукции, динамике оптовых поставок сырья, материалов, оборудования;
-    формирования контрактов, цен контрактов; лицензионных экспортно-импортных контрактов, отражающих эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий для стабилизации экономического роста страны. В названных работах и других публикациях отражены актуальные вопросы экономической интеграции стран мира. ЕС, формирования мирового товарооборота:
-    формирования и стабильности платежного баланса страны в соответствии с валютным курсом;
-    координации внешнеторговых отношений России с европейскими странами, США и другими странами.
Актуальные вопросы стоимостной оценки ресурсов предприятий освещаются в книге [3]. Представ¬лена методология стоимостных расчетов капитала предприятий, рыночной стоимости предприятий. "Во многих странах мира шел поиск методов методов государственного , регулирования, допускающих внедрения конкуренции, дифференцированных способов государственного контроля".
Акционирование капитала является прогрессивным средством формирования предприятий. Задача государства - осуществление оптимального контроля над рынком, установление законодательных правил конкурентоспособности экономики страны в мире.
Д.Ж. Кейнс утверждал, что рыночная экономика должна регулироваться государством средствами кредитно-денежной системы, госбюджетным планированием. Существенной является политика неоклассического синтеза управления, означающего государственное и рыночное регулирование производства общественных благ и потребительских товаров. Действующая в настоящее время система представляет собой сложную рыночную структуру российско-экономической системы имущественных обязательств и отношений к общенародной, частной и личной собственности. С усилием концентрации капиталов и иностранных предприятий, в том числе в банковской сфере, удельный вес частнособственнического сектора в начале 20 века не превышал 10% (в странах Западной и Центральной Европы более 25%)
- результатом НЭПа, как новой экономической политике, стало становление новых рыночных отношений в советской России 20-х гг. 20 века. К концу 20х гг в государственной собственности находилась крупная промышленность, транспорт, почти вся кредитная система, к частному сектору относились почти все сельское хозяйство, около трети промышленности, значительная часть розничной торговли.
- модель не рыночной советской экономики функционировала в 30-х гг и до начала 90 гг (система государственного планирования предусматривала использование ресурсов страны в целях индустриального прогресса экономики). с 70х гг уменьшается прирост производственных фондов, капиталовложений, в 80х гг уменьшается фондоотдача, платежеспособный спрос граждан уменьшается по сравнению с материальным покрытием.
- в 90-х гг в период трансформационного спада экономики России, падение цен на нефть отразилось и на торговом балансе страны, инфраструктура российской экономики была на этапе становления, вводился контроль за деятельностью предприятий-монополистов, использовались рыночные цены на продукцию предприятий.
- в 2000 гг формируется система рыночной экономики страны, российский госсектор в долгосрочной перспективе должен представлять значительную роль в экономике. Государственная политика стабилизации экономики является регулятором:
-    использования ВВП в секторах экономики;
-    законодательного контроля над монопольными ценами;
-    стабильности с оптимальным коэффициентом монетизации, определяющимся соотношением денежной массы к ВВП в текущих ценах;
-    процента инфляции.
Происходят глобальные процессы формирования транснациональных корпораций, определяющих «на-правления экономического развития многих стран, а также промышленную, инвестиционную и торговую политику» [1].
В России в 2004 - 2005 гг. определяется стабильность экономического развития, предопределяющая достижения: экономического роста, уменьшения инфляции, эффективного финансового оборота активов и денежного обращения. Возрастает спрос на продукцию текстильной промышленности, но спад объемов производства в 1991 - 1998 гг. имеет большое значение из-за повышения цен на импорт товаров, эластичность по цене на импорт была наименьшая; экспорт был рентабельным даже при уменьшении контрактных долларовых цен, в 1998 - 1 999 гг. внешнеторговый оборот был неэквивалентный, стоимостные показатели экспорта снижались из-за снижения контрактных цен;
-    в некоторых подотраслях текстильной промышленности были позитивные изменения, обусловленные объективным фактором, подъемом промышленности при девальвации руб. 1998 г. (даже при повышении цен на за-рубежную продукцию) и равновесии платежного баланса, отражающего совокупность платежей других стран и де-нежных платежей России, оплату в иностранной валюте, а также процессы равновесия внешнеторговых товарно-денежных сделок и процессы вывоза капитала в соответствии с совокупными внутренними расходами страны;
-    в 2000 г. было произведено 124,6% льняных тканей, тканей шелковых - 121,8% [1 5]; увеличивают производство шерстяных и льняных тканей страны Запад¬ной Европы.
Многие текстильные предприятия не имеют значительной финансовой устойчивости, использование средств российских инвесторов для увеличения производства было не очень значительным.
Производство пряжи
-    в 2001 - 2002 гг. составляло 98.7%.
-    на начало 2003 г. произведено х/б тканей - 111.1% [161:
-    в 2005 г. сводный индекс текстильной промышленности повысился, в 2006 г. индекс превышал 100%, объем текстильного производства увеличивается; осуществляется план мероприятий на 2006 - 2008 гг. по развитию легкой промышленности, в т.ч. и текстильной. Динамика текстильной промышленности в 2007 г. со-ответствует уровню предыдущего года. Внутренний рынок страны насыщен импортными текстильными товарами (Китая, Турции).
В 2008 г. рынок товаров легкой промышленности в России должен был возрасти до 2 трлн. руб., темпы ро¬ста производства должны были достичь по текстильному (и швейному) производству - 105,8% .
Прибыль по текстильному (и швейному) производству в 5,1 млрд. руб. отражена в показателях по итогам 2008 г.На период 2009 - 2011 гг. в соответствии со Стратегией развития легкой (и текстильной) промышленности России на период до 2020 г. планируются затраты в объеме 17,34 - 23,23 млрд. руб.; прогнозируется рентабельность в размере 4.8% в 2009 г.. 4,8 - 5,1% - в 2010 гг., 5,0% - 5,6% - в 2011 г., что отражает задачи стабилизации развития текстильной промышленности страны.
В настоящее время в текстильной промышленности доминируют частные акционерные предприятия, необходимо создавать новые индустриальные предприятия, в т.ч. и государственные, в целях оптимизации управления:
-    капиталом, в т.ч. и уставным, представляющим совокупность долей, акций по номинальной стоимости учредителей организаций. Уставной капитал может отражаться в виде внеоборотных и оборотных активов для повышения:
-    ликвидностью активов предприятий госсектора экономики и в целях финансового регулирования ис-пользования прибыли (в дивидендной политике) и ве-личины капитализации прибыли;
-    затрат новых инновационных производств, используя планирование разработок НИОКР российского оборудования, сырья, материалов;
-    контрактами с предприятиями-смежниками, оплатой договоров.
В экономической науке не классифицированы со-временные формы финансирования: венчурное финансирование, венчурный капитал имеет важное значение для коммерциализации и использования в инновационных процессах, считается мощным факто¬ром прогресса отечественной промышленности; целевое финансирование, учитывающееся по бюджетному финансированию государственной бюджетной классификации; финансирование иностранным капиталом, проектное финансирование.
Промышленная политика периода 2008 - 2010 гг.
должна планироваться в соответствии с задачами значительного увеличения капитальных вложений в подотрасли текстильной промышленности: частных, государственных, собственных активов предприятий в целях увеличения производства ассортиментной продукции.
Прогрессивным направлением воссоздания тек-стильной промышленности России является производство продукции из растительного сырьевого ресурса страны - льна по новым технологиям и с использованием автоматизированных заводов, современных машин и оборудования, так как производство льнопродукции уменьшает импортную зависимость страны. Необходимо увеличить производственные мощности аграрной, текстильной, химической и других отраслей промышленности, упорядочить НДС для стимулирования спроса потребителей на текстильную продукцию, увеличить бюджетные ассигнования.
В долгосрочной перспективе ППС (паритет покупательной способности) должен соответствовать процессам движения цен на товары мирового товарооборота. ППС определяется динамикой внутренних цен, поэтому необходимо формировать регулируемую ценовую политику в целях стимулирования спроса на российскую продукцию. Современная структурная политика страны ориентируется на задачи интенсификации производства.
Структура капитальных вложений формируется:
-    в соответствии с увеличением затрат на машины и оборудование для технологий производства новой ас-сортиментной продукции;
-    в соответствии с упорядочением межотраслевых пропорций промышленности страны и в целях стабильности экономики, в т.ч. текстильной промышленности.
Для России интересны достижения текстильной промышленности с использованием натуральных и химических волокон российского производства, со-временные модели одежды и различные изделия из текстиля.
В России природные волокна составляют 70% всего количества производящихся волокон. Химические искусственные волокна, например, вискозные модифицированные высокомодульные волокна на 1 5 - 20% прочнее хлопка. Поэтому целесообразно планировать увеличение производства химволокна для производства комплексных нитей, смесовых тканей; новой текстильной продукции - синтетических химических полиуретановых нитей, изготавливающихся из линейных высокоэластичных полиуретанов; лайкровых нитей, смесовых эластичных тканей с лайкрой; армированной пряжи; пестротканых льняных тканей. Перспективным направлением развития текстильной промышленности является модернизация производства нетканных материалов из термопластичных полимеров, используемых в интерьерах салонах автомобилей, для производства строительных покрытий, слоистых настилов, ковровых изделий являющихся перспективными видами продукции из-за многообразия используемых текстильных волокон.
Актуальными являются проблемы: стимулирования отраслей, поставляющих средства производства и материалы для АПК, смежных с текстильной отраслью промышленности: экономии природных ресурсов страны для развития российской промышленности, использования эффективных технологий, создания заводов-автоматов, поточных автоматизированных линий, например, поточных линий типа ПЛ1-КЛ для обработки короткого льняного волокна, включающей штапель, рулонный механизм, транспортеры, поточной линии ПЛ1-КЛ для льнопрядильных предприятий.
Тенденции глобализации, нарастания мировой конкуренции продукции обрабатывающих отраслей промышленности обуславливают необходимость: увеличение ассигнований в текстильную промышленность, диверсификации, стабилизирующей процессы роста текстильной промышленности, взаимодействующей с десятью отраслями, оптимизации формирования спроса потребителей, регулирования процессов концентрации производства в соответствии с государственным реестром крупных российских предприятий.
Для достижения стабильной динамики необходимо увеличение ассортимента продукции и номенклатуры изделий из текстильных материалов, создание автоматизированных заводов по переработке натурального отечественного сырья и автоматизация процессов транспортирования и складирования сырья и материалов, формирование российского регламента конфекционирования продукции, упорядочение таможено-пошлинного законодательства в соответствии с протекционистской политикой страны, создание дизайна рекламы российской продукции, российского центра рекламы.
Государственная политика стабилизации экономики является регулятором использования ВВП, законодательного контроля над монопольными ценами, процессов инфляции. В статье рассмотрены приоритетные аспекты промышленной политики России и современные проблемы текстильной промышленности.
В соответствии с процессами концентрации капитала в 2000-е гг. формируется система рыночной экономики России, российский госсектор должен представлять значительную роль в экономике.
Промышленная политика страны 2009- 2010 гг. должна планироваться в соответствии с задачами увеличения капитальных вложений в отрасли текстильной промышленности, производство российской продукции из текстильных волокон.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Корзина

VirtueMart
Ваша корзина пуста.

Вход